Роль спелеологических общественных объединений в охране пещер

Большинство людей открывающих и изучающих пещеры объединены в спелеологические клубы, группы, ассоциации, союзы и т.д. Состав этих объединений неоднородный: наряду с маститыми учеными членами клубов являются студенты, молодые рабочие, интеллигенция, предприниматели. Мотивации для совместной деятельности достаточно разнообразные: общение, спорт, изучение пещер, медиадеятельность и др. Общим для всех членов спелеологических коллективов является озабоченность современным состоянием пещер.

Настоящий период характеризуется несколькими факторами.

Первым фактором является резкое увеличение рекреационной нагрузки на наиболее доступные пещеры. С одной стороны — это ищущая экзотического отдыха и развлечений молодежь, с другой возросшее количество детских туристических организаций и с третьей — увеличение количества занимающихся в спелеологических коллективах. Так формируется массовый поток в не обустроенные пещеры, а оборудованных для этих целей пещер либо мало, либо они вообще отсутствуют.

Второй фактор связан с упадком воспитательной экологической работы и традиций в спелеологических клубах, секциях и др. Результатом этого является организация соревнований, фестивалей и других массовых мероприятий в пещерах, что тоже вносит свой вклад в ухудшение состояния пещер. Кроме того, во многих регионах разрушены, существовавшие ранее структуры контроля потока спелеотуристов. Эти структуры и подразделения краевых, областных спелеологических организаций ранее существенно влияли на поведение членов выпускаемых в пещеры групп. Сегодня либо их нет, либо они слабо функционируют.

Третий фактор — это отсутствие или недостаточность научно-обоснованной нормативно-правовой базы природопользования в области спелеологии. К этому необходимо отнести законодательные акты, определяющие статус, режим охраны и порядок использования спелеологических объектов, как местного, регионального, так и российского уровней. Так же отсутствуют методики восстановления и сохранения (поддержания текущего состояния) спелеологических ресурсов, нет общепринятых экологических правил в общественных спелеологических коллективах (Экологический кодекс спелеолога).

Четвертым фактором является тот факт, что большинство членов и руководителей спелеологических клубов имеют слабое представление о имеющейся законодательной базе, о структуре государственных органов, распределении полномочий между ними. Так же неясными для спелеологов являются возможные варианты сотрудничества с государственными структурами в целях охраны пещер.

И, наконец, последний фактор — это отсутствие средств для осуществления природоохранных мероприятий.

Часто спелеологи находятся в ситуации, когда выявленная ими полость, или система ходов в уже известной пещере, с интересными минеральными образованьями через определенный промежуток времени подвергается разорению, замусориванию, затаптыванию. Те чувства, которые испытывают первооткрыватели, наблюдая эту картину, сродни родительским чувствам, переживающим болезнь или утрату ими родных детей. Именно поэтому спелеологи берут на себя ответственность за судьбу открытых ими пещер, именно поэтому они первыми бьют тревогу и обивают пороги государственных природоохранных организаций и учреждений.

В Красноярском краевом клубе спелеологов накоплен определенный опыт природоохранной деятельности, который может быть использован другими организациями спелеологической направленности.

В 1977 году при участии клуба 10 пещер, находящихся на территории Красноярского края были объявлены памятниками природы краевого значения. Среди них и крупнейшая в мире конгломератовая пещера — Большая Орешная. Надо отметить, что большой вклад в это дело внесли Р.А.Цыкин и Ж.Л.Цыкина, ныне почетные члены клуба. При поддержке общественности удалось убедить депутатов краевого совета принять соответствующее решение.

В последующие годы клуб предпринимал шаги для охраны пещер. В клубе действовало специализированное общественное подразделение отряд «Природа» (рук С.В.Белов), занимающийся мониторингом состояния пещер и проведением природоохранных мероприятий. Так же усилиями спелеологов в пещере Лысанской было дважды проведено консервирование части с уникальными минеральными образованиями (рук. З.З.Залиев). Надо отметить, что эти работы проводились за периодическим сифоном. За сифон доставлялся цемент, песок, инструменты. Благодаря этому эта часть сохранена и в будущем может быть использована в научных целях. Не хотелось бы, чтобы этот участок стал объектом туризма. В связи с уникальностью для этого участка должен быть установлен заповедный режим.

Были и единичные негативные факты. Этим примером является неудачная попытка обустройства экскурсионного маршрута в пещере «Караульная-2». После установки на входе в пещеру сплошной бетонной стены изменился температурный режим и во входном гроте растаял многолетний ледник. Облик пещеры обезобразился. К этому привели не проработанность проекта обустройства пещеры, отсутствие предварительных исследований пещеры научными специалистами, отсутствие достаточного количества средств на проектирование и проведение работ по обустройству маршрута.

В последние годы клубу удалось обратить внимание и убедить государственные природоохранные организации в необходимости выделения средств на проведение мероприятий по охране пещер.

Проведены «горящие» очистные работы и обустройство привходовой зоны в пещере Большая Орешная, ревизия состояния пещер, имеющих статус памятников природы, ведется работа по присвоению статуса памятников природы наиболее уникальным пещерам. Большая роль уделяется пропаганде бережного отношения к пещерам. С этой целью выпущен буклет о Большой Орешной, у входа в пещеру установлены ненавязчивые аншлаги — обращения к посетителям пещеры. В клубе возобновлена деятельность экологического направления (рук. С.В.Хижняк). Одним из результатов этой работы явилась организация этой конференции, поскольку вся природоохранная деятельность должна осуществляться очень осторожно и обязательно опираться на рекомендации научных специалистов.

Сейчас общественным спелеологическим организациям и всем людям, заинтересованным в сохранении пещер, необходимо сосредоточить усилия в следующих направлениях:

Разработка и внедрение нормативно-правовой базы в области охраны и использования пещер

  1. Разработка закона (края, РФ), регламентирующего выявление, использование и охрану пещер.
  2. Внедрение «Положения о кадастровом учете пещер (края, РФ)».
  3. Внедрение «Положения о порядке посещения пещер-памятников природы краевого значения».
  4. Оформление паспортов и присвоение охранного статуса особо уникальным пещерам.
  5. Участие в лицензировании видов деятельности, предусматривающих использование пещер.
  6. Участие в сертификации туристических маршрутов, предусматривающих посещение пещер.
  7. Формирование структуры контроля состояния и использования пещер. Возможным вариантом является внедрение системы попечительства над объектами, находящимися на территории вашего региона.
  8. Утверждение полномочий общественных инспекторов (или попечителей).

Управление охраной и рациональным использованием пещер

  1. Планирование использования пещер, направленное на защиту биоразнообразия, уникальных экосистем, и сохранение природных ресурсов.
  2. Учет пещер — памятников природы.
  3. Экологический мониторинг пещер Красноярского края, в том числе:
    • Проведение ежегодных рейдов по пещерам края;
    • Ведение статистики и контроль посещений пещер.
  4. Анализ, обобщение и публикация результатов мониторинга в краевой прессе.
  5. Ежегодный отчет о состоянии пещер перед ГУ «Дирекция по особо охраняемым территориям Красноярского края».
  6. Развитие и поддержка сети природоохранных территорий.
  7. Проведение экологической экспертизы проектов по использованию пещер.
  8. Обустройство экскурсионных маршрутов в наиболее посещаемых пещерах Красноярского края для защиты пещер от неорганизованных туристов, снижения рекреационной нагрузки на необорудованные пещеры.

Предотвращение и сокращение загрязнения пещер

  1. Проведение научных исследований, направленных на:

    • изучение и защиту подземной среды, снижение органического и микробиологического загрязнения;
    • оценку скорости и разработку технологий биологического самоочищения пещер;
    • разработку современных методов утилизации бытовых отходов;
    • разработку методик оценки санитарного состояния пещер;
    • выявление опасных для человека микроорганизмов.
  2. Проведение экспедиций по чистке пещер, восстановлению подземной среды, проведению защитных мероприятий.
  3. Обустройство охранной зоны пещер.

Экологическое образование и просвещение населения

  1. Внедрение программ экологического образования для жителей населенных пунктов, рядом с которыми расположены пещеры.
  2. Разработка экологических рекомендаций и правил посещения оборудованных и необорудованных пещер.
  3. Проведение занятий и лекций по экологии пещер. Включение темы в Учебно-тематические планы подготовки гидов-проводников, инструкторов туризма.
  4. Выпуск видеофильмов, календарей, буклетов, раскрывающих естественнонаучную и культурно-историческую ценность, а также уязвимость пещер.
  5. Проведение экологической работы в полевых детских лагерях.

Во всех перечисленных направлениях деятельности можно найти поддержку со стороны государственных и муниципальных структур. Со временем, появится доверие, увеличатся средства на проводимые природоохранные мероприятия.

Таким образом, занимаясь охраной пещер, общественные спелеологические организации могут занять определенное место в структуре общественного устройства своего региона (в том числе и РФ).

Автор:
И.Н.Бурмак, Красноярский краевой клуб спелеологов

Наверх