О ситуации с выявлением, охраной и использованием пещер в Красноярском крае
-
Выявление и учет пещер Красноярского края
-
Исторические, методические и юридические основы охраны пещер Красноярского края
- Существует ряд специалистов и организаций (геологов, микробиологов, палеонтологов, археологов, зоологов, гидрогеологов, географов, геофизиков, специалистов по геоинформационным системам, экологов, врачей и др.) ведущих работы, связанные с изучением подземных пространств, их среды, обитателей и пр.
- В последние годы интерес к изучению подземных пространств существенно повысился, но в тоже время отсутствует (или очень слаба) координация между специалистами из разных областей науки;
- Отсутствуют стационарные спелеологические базы для постановки долговременных исследований (в этих целях в стране используется лишь научный стационар в Кунгурской ледяной пещере);
- Пещеры подвергаются значительной антропогенной нагрузке, под воздействием которой экологические, научные, культурные, эстетические и др. ценности пещер активно уничтожаются;
- Общественность плохо информирована о ценности и уязвимости пещер;
- В результате развития туристического бизнеса начинается процесс использования пещер в экскурсионной деятельности без соблюдения элементарных правил организации экскурсионных маршрутов в пещерах;
- Многие образовательные учреждения используют пещеры для своей деятельности;
- В РФ мал опыт цивилизованной рекреации (обеспечивающей сохранность или восстановление пещер).
- Существующая нормативно-правовая база в области охраны и пользования пещерами недостаточна.
-
Проблемы охраны и использования пещер Красноярского края
- Направленность на исследовательскую и первопроходческую деятельность в пещерах;
- Недопустимость проведения в пещерах массовых мероприятий: соревнований, фестивалей, шоу и т.д.;
- Ответственное поведение при посещении пещер;
- Ответственность за сохранение результатов своей деятельности: открытых пещер, новых ходов, систем.
- В качестве организации (или физического лица), уполномоченной государственными структурами на охрану памятника природы;
- На условиях взятия объекта в аренду (в том числе и памятника природы);
- Частной собственности на пещеру, как участок территории и недр (если пещера не является ООПТ).
- Невосстановимо нарушается состояние подземной среды, и, следовательно, теряются ценностные качества используемых объектов;
- Не формируются фонды (отчисления) на выявление, охрану и восстановление пещерного фонда, в том числе и используемых пещер;
- Государство, как собственник природных ресурсов, не получает доход от эксплуатации своей собственности (ресурсов).
Красноярский край является одной из немногих административных территорий Российской Федерации, где широко распространены такие уникальные природные объекты как карстовые пещеры.
История исследования пещер Красноярского края насчитывает более 200 лет. Во второй половине ХХ века на смену стихийным, разрозненным усилиям естествоиспытателей пришла планомерная спелеологическая работа, создавшая предпосылки системного выявления и изучения пещер. Темпы выявления пещер резко возросли. Во многом это связано с возникновением в крае в 1958 году общественного спелеологического движения, в настоящий момент представленного Красноярским краевым клубом спелеологов. За прошедший период на территории Красноярского края и республики Хакасия было выявлено около 200 пещер, среди которых крупнейшая в мире конгломератовая пещера Большая Орешная (длина ходов более 47,5 км) и глубочайшие в зоне Сибири и Дальнего Востока шахты Кубинская (-274м) и Торгашинская (-176м). В фондах клуба накапливается значительный материал по пещерам Красноярского края, содержащий результаты коллективных исследований, а так же материалы частных исследователей. Кроме того, деятельность общественного клуба спелеологов имеет высокий социальный эффект, т.к. для разведывания и изучения пещер края привлекается молодежь, усваивающая на практике основы геологических и экологических знаний.
Особый вклад в выявление и разведывание пещер Красноярского края внесли геологи: М.Н.Добровольский, Р.А.Цыкин и Ж.Л.Цыкина; спелеологи-общественники: И.П.Ефремов, В.Н.Ларионов, А.С.Медведев, а также другие члены Красноярского краевого клуба спелеологов: А.Бакланов, А.П.Баринов, В.Д.Бобрин, С.Н.Борисов, В.С.Васкевич, Н.Д.Васильев, Б.Гутов, Л.А.Грудинова, З.З.Залиев, П.Н.Киряков, Ю.И.Ковалев, Г.Коваленко, Ю.Лисовик, М.Мамонтов, Б.Н.Мартюшев, В.П.Мельников, П.В.Миненков, В.Е.Михеев, С.Муратов, Л.Я.Осадчук, В.Н.Плотников, В.Полуэктов, В.В.Прохоров, П.П.Сиротенко, В.Цыбин, В.А.Шорохов, В.К.Щербаков и др.
В 1999 году согласно договору с КНИИГиМС, собранные в архивах Красноярского краевого клуба спелеологов сведения были обобщены в виде «Кадастра пещер Красноярского края» в составе Комплексного кадастра природных ресурсов Красноярского края. Также в 1999г. был подготовлен проект «Положения о кадастровом учете пещер Красноярского края», определяющий цели и предназначение кадастра пещер, его содержание, установлена его роль, как специализированного кадастра по виду природных ресурсов, положение в структуре информационного обеспечения управления природными ресурсами края, определена организация, осуществляющая разработку и сопровождение «Кадастра…», обозначены источники финансирования работ, направленных на разработку, сопровождение и пополнение кадастра.
В 2000–2001гг. в рамках договора с КНИИГиМС по выполнению краевой «Программы разработки и сопровождения территориального комплексного кадастра природных ресурсов Красноярского края» проведено картирование и описание пещер Торгашинского, Карауленского, Верхнее-Базаихского спелеологических участков. Картографические материалы по пещерам отработанных участков переведены в цифровой вид (CorelDRAW).
В 2001–2002гг. сведения о пещерах края введены в созданную в Музее геологии Центральной Сибири электронную базу «Геологические достопримечательности и геологические памятники природы Красноярского края».
Общая ситуация с охраной пещер
Пещеры являются уникальными природными комплексами, одним из уникальных видов геологических памятников природы. Созданные в результате различных геологических процессов подземные пространства позволяют непосредственно изучать естественные разрезы недр на различной глубине. В связи с уязвимостью, хрупким экологическим балансом, важностью пещер, как накопителя палеофаунистических и антропогенных отложений, уникальностью натечных образований и кристаллов, многие пещеры следует отнести к объектам, нуждающимся в установлении охранного режима.
С момента зарождения общественного спелеологического движения в конце 50-х годов прошлого века исследователи пещер столкнулись с проблемой: открытые спелеологами пещеры очень быстро загрязнялись, минеральное убранство выламывалось на сувениры и частные коллекции, донные отложения затаптывались, уникальные местонахождения палеонтологического, археологического материала уничтожались. В 60–70-е годы в стране было выработано правило, ставшее аксиомой для ученых и спелеологов — общественников: «массовое посещение необорудованных для экскурсионных целей пещер недопустимо».
Еще в 1964 году Красноярский клуб спелеологов рекомендовал Центральному Совету по туризму и экскурсиям ряд пещер Красноярского края, такие как Бородинская, Баджейская и др., для обустройства и использования в качестве туристско-экскурсионных объектов. В последствии Краевым советом по туризму и экскурсиям были предприняты попытки оборудования двух пещер: Бородинской и Караульной. Из-за отсутствия предварительного детального изучения этих пещер специалистами (спелеологами, геологами, археологами, палеонтологами, гляциологами и др.), отсутствия этапа проектирования и недостаточности финансирования проекты были прекращены.
По инициативе Красноярского краевого клуба спелеологов исполком Крайсовета Постановлением №351-13 от 8.06.77г. объявил памятниками природы краевого значения 10 пещер Красноярского края. Большая работа по подготовке и принятию решения по отнесению пещер Лысанской, Караульной-2, Майской, Кубинской, Большой Орешной, Баджейской, Айдашинской, Бородинской к разряду геологических памятников природы проведена сотрудниками КАЦМиЗ, а так же почетными членами Красноярского краевого клуба спелеологов Ж.Л.Цыкиной и Р.А.Цыкиным.
В ноябре 1978 года в городе Сухуми проходила всесоюзная конференция «Пещеры и туризм». В докладах участников конференции впервые в нашей стране прозвучала необходимость защиты наиболее ценных пещер через их частичное оборудование для проведения экскурсий. В 1984 году Всероссийское общество охраны природы (ВООП) по итогам научно-методической конференции «Проблемы выявления, исследования и сохранения памятников природы» (1983) выпустило «Рекомендации по выявлению, учету, оформлению и организации охраны пещер и карстовых объектов в качестве государственных памятников природы». В «Рекомендациях..» было отмечено, что «…оборудование пещер для экскурсионного освоения, является одновременно и наиболее надежным средством их охраны…». Это утверждение так же прозвучало в докладах V Всесоюзного совещания по спелеологии и карстоведению «Проблемы изучения, экологии и охраны пещер», состоявшегося в 1987г.
Красноярским краевым клубом спелеологов неоднократно предпринимались акции по санитарной очистке наиболее посещаемых пещер края. В 1999г. Налажено сотрудничество с Краевым государственным экологическим фондом. Благодаря поддержке КГЭФ были проведены рейд (1999г.) и две экологических экспедиции по санитарной очистке пещеры Большая Орешная и благоустройству территории этого памятника природы (2000г., 2001г.), выпущен и распространен среди спелеологов, туристов и руководителей школьных клубов буклет с описанием пещеры, истории исследований, ценности и уязвимости пещер, экологическими правилами посещения пещер.
В 2000–2001 годах государственный комитет по охране окружающей среды Красноярского края провел переоформление паспортов памятников природы — пещер Красноярского края при участии администраций районов, Красноярского краевого клуба спелеологов и землепользователей. Пещеры Караульная-2, Майская, Кубинская, Большая Орешная, Баджейская, Айдашинская, решениями администраций соответствующих районов были переданы под охрану Красноярскому краевому клубу спелеологов. Передача пещер под охрану была зафиксирована в «Паспорте на памятник природы краевого значения..» и в «Охранном обязательстве на памятник природы краевого значения…».
В декабре 2001 года в г. Красноярске проходила общероссийская научно-практическая конференция «Проблемы охраны и экологии пещер» (организаторы: Красноярский краевой государственный экологический фонд, Красноярский краевой клуб спелеологов). Участники конференции отметили следующую ситуацию с изучением, охраной и использованием пещер в стране, в целом характерную и для Красноярского края:
Наряду с жесткой критикой организаций, использующих пещеры для экскурсионной деятельности, в докладах и решениях конференции была отмечена необходимость оборудования для этих целей части пещер на территориях субъектов РФ, как практически единственный реальный способ их охраны организацией — пользователем. По мнению участников конференции, оборудованные для массового туризма пещеры должны взять на себя большую часть рекреационной нагрузки, с наименьшим влиянием на среду пещер за счет соответствующего оборудования и организации посещений, а так же полностью обеспечивая безопасность посетителей.
Законом Красноярского края «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» (№7-175 от 28.09.95г.) особо охраняемые природные территории определены как «…участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое … значение». Специалисты, изучающие пещеры, отмечают, что пещера и участок территории, расположенной над пещерой, составляют единый природный комплекс. При участии членов Красноярского краевого клуба спелеологов было подготовлено Постановление администрации Красноярского края №385-п от 10.11.2002г., которое установило наземные границы памятников природы — пещер и режим охраны памятников природы. Таким образом, правовая база памятников природы — пещер, приведена в соответствие требованиям Закона края «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» и рекомендациям ученых.
Фонд пещер Красноярского края
На территории Красноярского края выявлено и описано более 180 пещер. Из них 7 имеют статус памятников природы краевого значения, 2 являются памятниками истории и культуры, 6 находятся на территории государственного природного заповедника «Столбы». Режим посещения остальных пещер (более 160) ничем не ограничен.
За 25 лет с момента выделения отдельных пещер края в ранг памятников природы, общий выявленный фонд пещер Красноярского края значительно пополнился. В 1980-е годы были открыты уникальные по своим геоморфологическим, морфометрическим и эстетическим характеристикам пещеры Партизанская (Березовский район) и Женевская (земли г. Дивногорска). Вследствие значительного антропогенного воздействия, наносится невосполнимый ущерб состоянию донных отложений и натечных формаций пещер, которые ввиду своей значимости и уникальности достойны возведения в ранг памятников природы регионального уровня. В 2001 году соответствующие документы на введение охраны для 10 пещер были подготовлены Красноярским краевым клубом спелеологов, Музеем геологии Центральной Сибири и Дирекцией по ООПТ Красноярского края. На апрель 2003г. решение по вопросу охраны пещер Партизанская, Женевская и др. администрацией края не принято.
Характеристика рекреационных потоков
Поскольку пещеры представляют познавательный интерес для населения, в наиболее доступные и привлекательные из них уже сформировались постоянные рекреационные потоки. Посетители пещер в Красноярском крае в настоящий момент представлены следующими группами.
Первая и потенциально самая многочисленная группа посетителей — взрослые экскурсанты в настоящий момент минимальна в связи с тем, что оборудованных для «цивилизованного туризма» пещер на территории Красноярского края и Сибири нет. Некоторые туристические фирмы предлагают путевки с посещением необорудованных пещер. Ориентировочное общее число экскурсантов этой группы составляет до 5 – 7 тыс. человек в год* (* — по приблизительным оценкам автора).
Вторая группа представлена школьными группами. Экскурсии и походы проводятся школьными организаторами, туристическими фирмами, отдельными частными предпринимателями, осуществляющими экскурсии в необорудованные пещеры. Количество экскурсантов этой группы определяется в 7 – 10 тыс. человек в год*.
Третья группа — подростки, привлекаемые в детские спортивные лагеря с посещением пещер. Емкость настоящих лагерей сегодня составляет около 0,5–1 тыс. человек в год с числом посещений пещер от 2 до 5*.
Четвертую группу представляют детские и молодежные клубы туристской направленности (турклубы, центры детского творчества, школы выживания, спасателей, патриотические кружки и клубы и пр.), в деятельности которых практикуются походы в пещеры. По оценкам автора, самодеятельные туристы посещающих пещеры 1–10 раз в год в г. Красноярске около 1,0 тыс. человек*.
Пятую группу представляют спелеологи: спортсмены и научные специалисты. Их общее число порядка 150–200 человек. В среднем каждый спелеолог посещает пещеры 5–20 раз в году*.
Если первые четыре группы являются потребителями ресурсов пещер, то пятая группа, выявляя новые пещеры, изучая уже открытые, увеличивая человеческие познания о пещерах, в значительной мере является так же и производителем спелеологических ресурсов.
Большинство из посетителей очень осторожно ведут себя в пещерах и не причиняют им видимого вреда. Во многом это зависит от грамотности и «экологической позиции» руководителя (гида, проводника, инструктора, просто более опытного участника похода) группы, который осуществляет показ пещеры, а так же от его умения и способности контролировать действия членов группы. Если руководитель группы является (или являлся) членом спелеологического или туристского коллектива, в котором пропагандируется бережное отношение к природе, то во многом позиция руководителя группы будет определяться общей экологической позицией коллектива.
Проблемы охраны пещер
Первая проблема в охране пещер — несовершенство государственных механизмов принятия решения о присвоении охранного статуса природному объекту. К тому времени, когда решение будет принято, ценности охраняемой пещеры будут в значительной, если не в большей степени, уничтожены. Информация об открытых пещерах быстро распространяется, и поэтому следует рекомендовать первооткрывателям нигде не публиковать и никому не предоставлять сведения об открытых пещерах (за исключением государственных органов, осуществляющих оформление документов для установления пещере охранного статуса) до принятия мер по их охране.
Вторая проблема — невозможность действенной защиты пещер — памятников природы, в связи со значительными затратами на содержание штата инспекторов и защитное оборудование входов, которые государство не может обеспечить в настоящей экономической ситуации. Возможно, сегодня выходом из положения может стать установка решеток с запорами без физической охраны территории, с установкой аншлагов с указанием координат охраняющей организации и правилами посещения объекта. Но это возможно при условии поддержки этих мер спелеологической общественностью территории, во избежание разрушения ограждений.
Третья проблема — низкая культура и экологическая грамотность посетителей пещер. Многие посетители наносят существенный вред пещерам из-за отсутствия элементарных экологических знаний. Эта проблема может решаться в лучшую сторону лишь постепенно, путем пропаганды экологических знаний и методами просвещения и убеждения.
Важная роль в охране пещер принадлежит общественному спелеологическому движению, которое, выявляя и исследуя пещеры, во многих случаях добровольно берет на себя заботу об их защите и сохранении, т.е. сохраняет их стоимость, как рекреационных ресурсов и социально-культурную ценность, как памятников природы. В этом плане важной задачей является сохранение традиционных принципов общественного спелеологического движения:
В настоящий момент государственный механизм охраны (и контроля за использованием) пещер только формируется и касается только тех пещер, которым официально установлен статус памятников природы. По сути пещеры, не имеющие статуса ООПТ, являются участками экзотического ландшафта, и их посещение не регламентируется ни местным, ни федеральным законодательством.
Практический контроль юридических или физических лиц над пещерой возможен в следующих вариантах:
Опыт и проблемы использования пещер
Во всем мире пещеры используются в качестве туристско-экскурсионных объектов, кафе, спелеолечебниц, сельхозугодий, хранилищ и бомбоубежищ и др.
В Красноярском крае на настоящий момент пещер, оборудованных для массового туризма нет. Некоторые пещеры края могли бы стать объектами «цивилизованного» туризма уже при минимальном их обустройстве, при условии наличия научно-обоснованных технических условий и требований к оборудованию экскурсионных маршрутов, механизмов контроля за природопользователями со стороны территориальных органов власти, и организаций, уполномоченных для осуществления контрольных функции, установления системы платежей за пользование этим видом ресурсов.
Интересен опыт Географического факультета Красноярского государственного педагогического университета в охране и использовании пещеры Партизанской (Красноярский край). Пещера является значительной по своим морфометрическим характеристикам, распространенности минеральных образований и экологии. Расположенная в 100 км от г. Красноярска, пещера охраняется, изучается и очищается студентами и преподавателями ВУЗа. В полутора километрах от входа построен приют (1992г.), служащий полевой учебной базой университета, а так же выполняющий роль буфера для приезжающих посетителей пещеры. Для компенсации расходов на содержание приюта, а так же в качестве практики экскурсионной деятельности (специализация факультета) специалисты университета проводят экскурсии в «Таежное подземелье». По прошествии десяти лет видимых следов ухудшения экологической ситуации от проведения экскурсий не наблюдается.
В последнее время в новой экономической ситуации меняется подход ко всем видам природных ресурсов, в том числе рекреационным, к которым можно отнести пещеры. Использование пещер края в экономической деятельности уже сейчас осуществляется отдельными организациями, учреждениями и частными предпринимателями, в основном осуществляющие эту деятельность неофициально и не несущими никакой ответственности перед государством и территориальными органами власти за эксплуатацию этого вида природных ресурсов. Незаконная рекреация приводит к следующим негативным последствиям:
Возможно, выходом из сложившейся ситуации может стать система, при которой все значительные пещеры, должны находится под контролем со стороны охраняющей организации, в роли которой могут выступать как юридические лица, так и физические, как государственные, так и общественные и частные. Главное требование — обеспечение сохранения определенных параметров пещеры: санитарных, геологических, климатических и т.д.
Концепция охраны пещеры Караульная
В период 2002–2003 годы автор, опираясь на опыт, консультации ведущих ученых России и СНГ, занимается разработкой «Концепции организации охраны памятника природы краевого значения пещеры «Караульная» на основе создания научно-рекреационного природоохранного комплекса». Суть «Концепции..» состоит в сохранении памятника природы краевого значения пещеры «Караульная-2» за счет реализации его просветительского, научного потенциала, в организации охраны пещеры, содержании комплекса за счет доходов от регламентируемой рекреации пещеры-музея и научной лаборатории. Концепция предполагает объединение организации-учредителей для некоммерческого использования (научные, образовательные, культурные, экологические цели) пещеры-памятника природы, а разработку проекта и оборудование экскурсионного маршрута в пещере осуществить за счет туристско-экскурсионной организации, получающей возможность использования пещеры для ведения экскурсионной работы. Учредителями научно-рекреационного природоохранного комплекса готовы выступить юридические и физические лица.
Таким образом, на примере пещеры Караульная формируется механизм использования и охраны пещер, а полученный в результате реализации проекта опыт предполагается тиражировать в других, наиболее ценных пещерах Красноярского края, сохраняя их для настоящего и будущего народного использования.